My Site Title

Чаепитие ветеранов сцены и волонтеров фонда в ресторане Дома Актера

28 марта ветераны сцены и волонтеры фонда собрались на чаепитие в ресторане Дома Актера на Старом Арбате, чтобы поздравить артистов с юбилейными датами. Март - женский месяц, и по стечению обстоятельств на встречу тоже смогли приехать только женщины. Каждая такая встреча - повод пообщаться с коллегами, единомышленниками и теми, кому интересна твоя история. За столом в Голубом Зале имени А. М. Эскина собрались артистки балета и хора ГАБТа, актрисы МТЮЗа, Театра Киноактера, Театра «Камерная Сцена» и Театра Оперетты.

Мы слушали рассказы Эрлены Антоновны Осипович, драматической актрисы, и смотрели фотографии из ее архива. Э. А. Осипович повезло сниматься в Германии, где она вопреки желанию режиссера не стала обрезать роскошную русую косу, хотя должна была играть немку. Она много работала, читая с эстрады стихи и прозу, неоднократно представляла программу, посвященную творчеству К. Г. Паустовского. Зато от роли в амплуа травести отказалась, о чем потом жалела. Жизнь подарила Эрлене Антоновне встречи с уникальными людьми, причем не только из творческой среды. Ее отец был дипломатом; на одной из фотографий он запечатлен с маршалом Буденным. Семья подолгу жила заграницей. Имя Эрлена девочке дал перс, работавший при дипломатической миссии: он пообещал родителям, что такого имени больше ни у кого не будет.

Марина Бенциановна Вайнтрауб, актриса МТЮЗа, в какой-то момент открыла неисчерпаемые возможности, которые артисту предоставляет радио. Это вполне соответствовало ее интересу к социальным и политическим темам, в то время как театр такого простора творческим исканиям не давал. Марина Бенциановна много и плодотворно работала на радио. Для Людмилы Петровны Шергиной, актрисы Театра Камерная Сцена, подмости, наоборот, были местом для творческого эксперимента. По личному признанию, она немного побаивалась аудитории ТЮЗа, зато с радостью откликалась даже на второстепенные роли во “взрослом” театре, коль скоро они давали возможность по-новому раскрыть драматический дар. По этой же причине Людмила Петровна много гастролировала. Она продолжает работать и даже спела для всех собравшихся.

По замечанию Э. А. Осипович, драматические актрисы больше говорят, тогда как балерины молчат. Она почти права: Агнесса Суреновна Балиева, балерина ГАБТа, и Галина Сергеевна Ванякина, актриса Театра Оперетты, говорили тихо и больше об искусстве. Но и у них нашлось несколько интересных историй. Маленькую Агнессу поставили к балетному станку в 9 лет, а с 10 она уже занималась в хореографическом училище. Позже она активно преподавала, в том числе за рубежом. К счастью, в советское время балетное искусство артистов ГАБТа было неоднократно запечатлено в кино: Агнесса Суреновна была занята в телефильме “Спартак” (реж. В. К. Дербенев, хореограф - Ю. Н. Григорович), где ведущие балетные партии исполнили Владимир Васильев, Марис Лиепа, Нина Тимофеева и Наталья Бессмертнова. И разумеется, собравшиеся просили Галину Сергеевну поделиться воспоминаниями о Татьяне Шмыге.

Мы не удержались от вопроса: что же делают артисты, когда выходят на пенсию? Лучший ответ, пожалуй, дала режиссер Большого Театра, Валентина Егоровна Залесская: она посещает выставки и другие культурные мероприятия, встречается с друзьями, ходит в бассейн... и продолжает петь, теперь уже в хоре ветеранов ГАБТа. В молодости из всех возможных вузов она выбрала музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, после которого, пройдя конкурс, поступила сразу в Большой Театр. Можно сказать, что Валентина Егоровна и ГАБТ не хотят отпускать друг друга. Она не только пела во всех операх, но по достижении пенсионного возраста была приглашена на должность ведущего режиссера (иначе - помощника режиссера), что потребовало недюжинной выдержки и таланта организатора, после чего В. Е. Залесская присоединилась к хору ветеранов. Между прочим, именно их Танец Капельдинерш под музыку Людвига Минкуса завершал балетную программу торжественного открытия ГАБТа после реконструкции в октябре 2011 г. Этот номер был особенно отмечен журналистами и публикой за его оригинальность.

Эти встречи важны: они не только связывают настоящее и прошлое, но и дают ту пищу для переживаний и мыслей, которая питает будущее. Было замечательно наблюдать, как прямо по ходу чаепития с прекрасным тортом, приготовленным в ресторане Дома Актера, эти красивые женщины словно читали из своих книг воспоминаний для нас, гораздо более молодых девушек; как менялись и они, и мы. Программа фонда “Артист”, в рамках которой проходят эти встречи-поздравления, имеет очень простую цель: дать почувствовать ветеранам, что они нужны и не одиноки. Такое внимание чрезвычайно важно. Участницы вечера вспоминали, как внимательно относилась к артистам Маргарита Александровна Эскина, и безусловно, отрадно, что фонд “Артист”, его сотрудники и волонтеры, продолжают заложенную традицию.

Юлия Шувалова

Возврат к списку

^