My Site Title

Заслуженный театральный деятель Борис Михайлович Поюровский о благотворительности в России

В середине 19 века в связи с введением в Петербурге и в Москве монополии императорских театров, установи вшей запрет на деятельность частных антреприз, расслоение в актёрской среде, оказавшейся в кабальной зависимости от произвола антрепренёров, достигло апогея. Условия жизни актеров в столицах и в провинции было не сопоставимо. Если в первом случае администрация брала на себя обеспечение артистов сценическими костюмами, жильём, выездом, прислугой, отоплением, медицинским обслуживанием, оплачиваемым отпуском, а с наступлением пенсионного возраста гарантировало нормальное содержание, не говоря уже о ежемесячном жаловании. Антрепренёры, как правило, заключали договор на один сезон, до наступления поста. А дальше актёры были предоставлены самим себе: живи, как можешь! Одни сбивались в небольшие летние коллективы и устремлялись на юг, в курортные города. Другие, напротив, находили на это время какое-то другое, далёкое от театра занятие. Но и те, и другие по – существу нищенствовали. В августе они добирались в Москву, на биржу, где решалась их учесть на новый сезон. Это повторялось из года в год. Конечно, звёзды первой величины к услугам биржи не прибегали. Их заблаговременно запрашивали к себе солидные антрепренёры, предлагая достойное содержание. Но и солидных антрепренёров, и звёзд было немного. А подавляющая масса пугала своей неустроенностью и абсолютной незащищенностью. Провинциальные горемыки – все эти Шмаги и Громиловы, представленные в пьесах Островского, неоднократно обращались за помощью к своим столичным коллегам. И те, по возможности, такую помощь оказывали. В особом положении оказывались люди пожилые, страдающие тяжёлыми недугами, не имеющие постоянного жилья и уже не способные выходить на сцену.

В середине 70 - х годов 19 века, с появлением нового класса образованного купечества и промышленников, готовых оказать содействие отечественной культуре ( Третьяковы, Демидовы, Елисеевы, Морозовы, Щукины, Мамонтовы, Бахрушины и другие) , ведущие мастера искусства стали обращаться к ним с просьбой выделять средства, которые можно было направлять на благотворительные цели неимущим товарищам. Раз – другой они это делали, но эти деньги тут же расходовались и надо было всё начинать сначала. И тогда кто-то из предпринимателей предложил актёрам часть собранных средств вложить в производство с тем, чтобы полученную после реализации товаров прибыль направлять нуждающимся. Так появились первые фабрики театральных принадлежностей, на которых шились театральные костюмы, парики, обувь, изготавливались грим, реквизит, бутафория, бижутерия. Кстати, на этих фабриках привлекались к работе бывшие актёры, которые по разным причинам переставали выходить на сцену.

Однако через какое – то время, прослышав об успешной деятельности нового предприятия, на него обратили внимание налоговики и потребовали платить налоги: раз получаете прибыль, будьте добры вносить деньги в казну. Вот тогда примадонна императорской сцены М.Г.Савина, возглавившая к тому времени Российское театральное общество, обратилась к одному из великих князей с просьбой, оказать содействие и тот дал простой совет: прибавить к наименованию общества одно слово: императорское. С той поры все доходы оказались избавлены от каких либо налогов, что позволило значительно расширить производство и увеличить фонд помощи нуждающимся. Появились первые Дома ветеранов сцены в Петербурге и в Москве, было создано специальное агентство, занимавшееся посреднической деятельностью между антрепренёрами и артистами. Общество проводило регулярно свои съезды, на которых совершенствовалась правовая база этих взаимоотношений; другими словами реализовывалась идея, заложенная изначально в создании общества взаимопомощи.

После революции, когда была объявлена национализация всех предприятий, фабрики театральных принадлежностей перешли в собственность государства. М.Г. Савина уже умерла, общество возглавила А.А. Яблочкина. Теперь оно, к сожалению, вместе со словом «имперское» лишилось всех привилегий, и обязано было платить большие налоги, что лишало его возможности оказывать какую бы то ни было помощь своим членам. И вот тогда А.А.Яблочкина обратилась к А.В.Луначарскому, наркому просвещения, с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и по - возможности оказать содействие. С большим трудом Луначарскому удалось убедить В.И. Ленина и Совнарком в том, что фабрика театральных принадлежностей должна быть возвращена общественной, а вовсе не коммерческой организации, которая уже много лет заботится о малоимущих служителях сцены. В результате Луначарский победил: государство брало в виде налога всего 20 % от чистой прибыли, а 80 % шло на нужды общества. Правда, за годы Советской власти по мере развития производства на фабриках, принадлежавших РТО-ВТО, налог постоянно увеличивался и в 50 -60 е годы государство забирало в казну уже 80 – 90 % прибыли и только 10 % оставалось в распоряжении ВТО. Но и этих денег оказалось достаточно для того, чтобы построить несколько жилых домов для членов ВТО, выстроить новый Дом ветеранов сцены им. А.А. Яблочкиной в Москве, построить Дома отдыха, санатории, пансионаты, пионерские лагеря, детские сады, поликлиники, Дома актёров во многих города, выделять членам ВТО путевки в здравницы со скидкой в 50 % - 60 %, производить доплату к пенсиям, оказывать безвозмездную материальную помощь нуждающимся, сохранять и увеличивать число специальных театральных библиотек, оказывать творческую и методическую помощь театрам всей страны, проводить фестивали, конкурсы и смотры, организовывать научно-практические конференции и семинары, с целью увековечивания памяти выдающихся мастеров сцены, издавать их труды и воспоминания современников о них; следить за их надгробиями, когда речь идет о людях, у которых не сохранилось наследников.

К сожалению, в последние десятилетие многие из этих замечательных функций нынешние руководители Союза театральных деятелей – наследников ВТО – постепенно утратили. Некоторые здравницы просто исчезли, будто их и не было. Другие законсервированы и не работают. Третьи неведомо кому принадлежат: сейчас можно дешевле купить путевку на месте, чем приобрести её с так называемой скидкой в учреждениях ВТО – СТД. В поликлинике и стационаре поликлиники СТД большая часть услуг оказывается за деньги, фактически поликлинику руководители СТД продали частной компании. А Дома отдыха сдаются под пионерские лагеря посторонним организациям, часть территории продана, проданы и два этажа в жилом доме по Б.Никитской улице в Москве – банку, прежде там размещался магазин театральных принадлежностей ВТО, редакция журнала «Театр» и ателье мод ВТО. Закрыты все фабрики театральных принадлежностей.

К сожалению, в нашей стране создание любого благотворительного фонда вызывает само по себе недоверие в обществе, а если и не недоверие, то хотя бы подозрение. И виноваты в этом не общество, а сами создатели таких фондов, неоднократно доказавших, что они создавались только на словах в благотворительных целях. Фонд «Артист» поставил перед собой цель вернуть изначальный смысл понятию благотворительность и сделать всё возможное для поддержания каждого, кто нуждается в нашей поддержке, будь то начинающий молодой человек или убеленный сединами ветеран.

Возврат к списку

^